СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это генетически обусловленное расстройство нейроразвития, характеризующееся:
1. Недостаточным контролем произвольного внимания
2. Гиперактивностью (моторной, вербальной, идеаторной)
3. Импульсивностью, нетерпеливостью.
Приблизительная распространенность СДВГ среди населения: 10% для детей до 18 лет в США, 7% в мире. 2,5% — для взрослых.
Подтверждена более высокая распространенность СДВГ среди мальчиков, по сравнению с девочками — 2,5:1.
Среди людей с РАС выявляемость СДВГ составляет, по разным данным, 30–50%. (если нужна эта инфа)
Диагностические критерии включают:
· 9 симптомов и признаков невнимательности
· 9 — гиперактивности и импульсивности.
Диагностика требует задействования 6 и более симптомов и признаков минимум из одной группы.
Кроме того, симптомы должны:
· Часто проявляться в течение 6 месяцев и дольше
· Быть более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка
· Возникать минимум в 2 ситуациях: например, дома и в школе
· Присутствовать в возрасте до 12 лет — хотя бы некоторые
· Мешать функционированию дома, в школе или на работе
DSM-5 выделяет два основных кластера симптомов:
1. Невнимательность (больше 6 симптомов до 12 лет, дольше 6 месяцев):
- Часто не обращает внимания к деталям, делает ошибки по невнимательности.
- С трудом удерживает внимание в играх или при выполнении заданий, в школе
- Часто не слушает, когда с ним говорят.
- Не следует инструкциям, не выполняет задания до конца.
- Испытывает трудности в организации задач и мероприятий
- Избегает заданий, требующих постоянной умственной нагрузки (чтение, домашние задания).
- Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности).
- Легко отвлекается посторонними стимулами.
- Часто забывает выполнять повседневные дела (убрать игрушки, сделать уроки).
2. Гиперактивность и импульсивность ( больше 6 симптомов, дольше 6 месяцев):
- Часто ёрзает, крутится, двигает руками и ногами, не может сидеть спокойно.
- Покидает свое место в классе или за столом, когда это неуместно.
- Бегает или лазает в ситуациях, когда это недопустимо (в школе, на мероприятиях).
- Не может спокойно играть или заниматься тихими видами деятельности.
- Часто при ходьбе действует, как будто управляется двигателем. «На ходу», будто «заведенный мотор».
- Говорит слишком много.
- Выкрикивает ответы, не дослушав вопрос.
- Не может ждать своей очереди.
- Часто вмешивается в разговоры и игры других.
Дополнительные условия DSM-5:
- Симптомы присутствуют до 12 лет.
- Проявляются в двух и более обстановках (например, дома и в школе).
- Вызывают значительное ухудшение в социальной, учебной или другой сфере.
- Не объясняются другим расстройством (например, тревожным, аутизмом и др.).
Варианты (подтипы) в МКБ-11:
- Преимущественно невнимательный тип. (Диагностика преимущественно невнимательного типа требует 6 и более симптомов и признаков невнимательности)
- Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип (Диагностика гиперактивного или импульсивного типа требует 6 и более симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности).
- Комбинированный тип (Диагностика комбинированного типа требует 6 и более симптомов и признаков каждого из типов: невнимательности и гиперактивности или импульсивности)
Вариант по проще
Преимущественно невнимательный тип — ≥6 симптомов невнимательности
Гиперактивный/импульсивный тип — ≥6 симптомов гиперактивности/импульсивности
Комбинированный тип — ≥6 симптомов из обеих групп
🔴 КРАСНЫЕ ФЛАГИ СДВГ У ДЕТЕЙ (по МКБ-11)
МКБ-11 объединяет гиперактивность, импульсивность и невнимательность как поведенческое расстройство нейроразвития.
Основные красные флаги:
- Поведение постоянное и выраженное в разных ситуациях.
- Заметное отставание в развитии саморегуляции внимания и контроля над поведением по сравнению с возрастной нормой.
- Повышенная физическая активность, неспособность сидеть спокойно.
- Часто бросает начатое, легко теряет интерес.
- Импульсивные действия, не думает о последствиях.
- Затруднения в обучении, низкая концентрация внимания на заданиях.
- Серьезные конфликты со сверстниками и взрослыми, нарушение дисциплины.
- Ранняя манифестация — обычно до школьного возраста.
🧩 Дополнительные поведенческие флаги:
- Раздражительность, вспышки гнева.
- Низкая самооценка, ощущение «вечно виноватого».
- Отсутствие страха, травмоопасное поведение.
- Постоянное противодействие правилам без злого умысла.
- Часто опережает возрастное развитие в физической активности, но отстает в эмоциональном самоконтроле.
Маршрутизация детей с подозрением на СДВГ
1. Первичная оценка
- Обращение к педиатру или врачу общей практики: Первичный осмотр и сбор анамнеза.
- Направление к специалисту: ъПри подозрении на СДВГ — консультация детского психиатра, невролога или клинического психолога.
2. Диагностическая оценка
- Использование диагностических критериев: Применение критериев DSM-5 или МКБ-11 для постановки диагноза.
- Применение опросников: Шкалы, такие как Vanderbilt ADHD Diagnostic Rating Scale, для оценки симптомов- адаптирована под DSM-5, есть разделы для родительской оценки и оценки педагогов
- Сбор информации из различных источников: Оценка поведения ребенка в разных обстановках (дом, школа) по данным родителей и учителей.
3. Исключение других состояний
- Дифференциальная диагностика: Исключение других психических и неврологических расстройств, таких как тревожные расстройства, депрессия, расстройства аутистического спектра и др.
4. Постановка диагноза и разработка плана лечения
- Обсуждение диагноза с семьей: Объяснение сути расстройства, его проявлений и прогноза.
- Составление индивидуального плана лечения: Учет возраста ребенка, степени выраженности симптомов, наличия сопутствующих расстройств и предпочтений семьи.
Лечение СДВГ у детей
1. Нефармакологические методы
- Психообразование: Обучение родителей и ребенка пониманию СДВГ и стратегиям управления симптомами.
- Поведенческая терапия: Методы модификации поведения, включая систему поощрений и последствий.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Особенно эффективна для детей старшего возраста и подростков.
- Тренинг родителей: Обучение родителей навыкам управления поведением ребенка.
- Школьные вмешательства: Адаптация учебной среды, индивидуальные образовательные планы
2. Фармакологическое лечение
Назначается при умеренных и тяжелых формах СДВГ или при недостаточной эффективности поведенческой терапии.
- Психостимуляторы: (В РФ запрещены)
- Метилфенидат (Риталин, Концерта)
- Амфетамины (Аддералл, Виванс)
- Непсихостимуляторы:
- Атомоксетин (Страттера)
- Гуанфацин (Интунив)
- Клонидин (Капвай)
- Другие препараты:
- Бупропион (с 2016 года нет в РФ)
- Трициклические антидепрессанты
Выбор препарата зависит от индивидуальных особенностей ребенка, наличия сопутствующих заболеваний и реакции на лечение.
Можно более подробно про лечение
Препараты первой линии
Психостимуляторы являются основой медикаментозного лечения СДВГ у детей. Они эффективно повышают уровень дофамина и норадреналина в мозге, улучшая внимание и снижая гиперактивность.
Метилфенидат (Methylphenidate)
- Примеры препаратов: Риталин (Ritalin), Концерта (Concerta), Фокалин (Focalin).
- Формы выпуска: Короткого и длительного действия.
- Преимущества: Быстрое начало действия, возможность подбора индивидуальной дозировки.
- Побочные эффекты: Снижение аппетита, бессонница, головные боли.
Амфетамины (Amphetamines)
- Примеры препаратов: Аддералл (Adderall), Виванс (Vyvanse).
- Формы выпуска: Короткого и длительного действия.
- Преимущества: Продолжительное действие, эффективны при различных формах СДВГ.
- Побочные эффекты: Повышенное давление, раздражительность, бессонница.
Препараты второй линии
Непсихостимуляторы используются при неэффективности или непереносимости стимуляторов.
Атомоксетин (Atomoxetine)
- Торговое название: Страттера (Strattera).
- Механизм действия: Селективный ингибитор обратного захвата норадреналина.
- Преимущества: Отсутствие потенциала злоупотребления, эффективен при сопутствующей тревожности.
- Побочные эффекты: Тошнота, сонливость, снижение аппетита.
Гуанфацин (Guanfacine) и Клонидин (Clonidine)
- Торговые названия: Интунив (Intuniv), Капвай (Kapvay).
- Механизм действия: Агонисты α2-адренорецепторов.
- Преимущества: Снижение гиперактивности и импульсивности, улучшение сна.
- Побочные эффекты: Сонливость, снижение давления.
Препараты третьей линии
Используются при неэффективности или непереносимости препаратов первой и второй линии.
Бупропион (Bupropion)
- Торговое название: Велбутрин (Wellbutrin).
- Механизм действия: Ингибитор обратного захвата дофамина и норадреналина.
- Преимущества: Эффективен при сопутствующей депрессии.
- Побочные эффекты: Повышенный риск судорог, бессонница.
Трициклические антидепрессанты (ТЦА)
- Примеры: Дезипрамин, Нортриптилин.
- Механизм действия: Ингибиторы обратного захвата норадреналина и серотонина.
- Преимущества: Могут быть эффективны при СДВГ с сопутствующей депрессией.
- Побочные эффекты: Кардиотоксичность, сухость во рту, запоры.
Использование СИОЗС и СИОЗСН
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) не являются препаратами первой линии для лечения СДВГ, но могут использоваться при наличии сопутствующих расстройств.
СИОЗС (например, Флуоксетин, Сертралин)
- Показания: Сопутствующая депрессия, тревожные расстройства.
- Преимущества: Хорошо переносятся, эффективны при тревоге.
- Побочные эффекты: Тошнота, головная боль, возможное усиление тревоги в начале лечения.
СИОЗСН (например, Венлафаксин, Дулоксетин)
- Показания: Сопутствующая депрессия, тревожные расстройства.
- Преимущества: Могут быть эффективны при сочетании СДВГ с депрессией.
- Побочные эффекты: Повышенное давление, тошнота, бессонница.
📋 Рекомендации по выбору терапии
- Дети младше 6 лет: Предпочтение отдается поведенческой терапии. Медикаментозное лечение рассматривается при выраженных симптомах.
- Дети от 6 лет и старше: Комбинация медикаментозного лечения и поведенческой терапии.
- При наличии сопутствующих расстройств: Выбор препарата зависит от доминирующих симптомов и сопутствующих состояний.
- Регулярные визиты к врачу: Оценка эффективности лечения и побочных эффектов.
- Коррекция плана лечения: При необходимости изменение дозировки или замена препарата.
- Оценка академической и социальной адаптации: Взаимодействие с учителями и школьными психологами.
Особенности в различных странах
- Россия: Основное внимание уделяется поведенческой терапии и обучению родителей. Фармакотерапия применяется при выраженных симптомах и недостаточной эффективности немедикаментозных методов.
- США: Широкое применение психостимуляторов, таких как метилфенидат и амфетамины. Поведенческая терапия рекомендуется в качестве первой линии лечения для детей младшего возраста.
- Европа: Комбинированный подход, включающий поведенческую терапию и фармакологическое лечение. Выбор метода зависит от возраста ребенка и степени выраженности симптомов.
Симптомы СДВГ по возрастным группам
|
Симптом / Поведение |
Дошкольники (3–5 лет) |
Младшие школьники (6–11 лет) |
Подростки (12–17 лет) |
|
Невнимательность (быстро теряет интерес, легко отвлекается) |
Плохо удерживает внимание в играх |
Трудно сосредоточиться на уроках, отвлекается на шум |
Не может долго концентрироваться на учебе или чтении |
|
Гиперактивность (постоянно в движении, не может сидеть спокойно) |
Бегает без остановки, даже когда уместно сидеть |
Верчится на стуле, встает без разрешения |
Часто встает во время уроков, не может расслабиться |
|
Импульсивность (прерывает других, выкрикивает ответы) |
Часто перебивает взрослых, не может ждать |
Отвечает не дослушав, перебивает учителя |
Говорит не подумав, делает необдуманные поступки |
|
Нарушение организации (забывает задания, теряет вещи) |
Не может найти игрушки, забывает простые правила |
Не записывает домашнее задание, теряет тетради |
Опаздывает, забывает важные дела и встречи |
|
Проблемы в учебе (низкая концентрация, ошибки по невнимательности) |
Трудности с выполнением простых инструкций |
Ошибки в задачах, не читает условия до конца |
Падает академическая успеваемость |
|
Социальные трудности (конфликты, трудности с друзьями) |
Играет в одиночестве или ссорится с детьми |
Часто в ссорах, не соблюдает очередность в играх |
Конфликты с учителями, родителями, сверстниками |
|
Эмоциональная неустойчивость (вспышки гнева, раздражительность) |
Капризность, бурные эмоции |
Может кричать, плакать без видимой причины |
Раздражительность, перепады настроения |
|
Травмоопасное поведение (отсутствие страха, рискованные действия) |
Лезет на опасные объекты, выбегает на дорогу |
Прыгает с высоты, не оценивая опасность |
Рискованное поведение (скорость, драки, спонтанные поступки) |
Тест для оценки симптомов СДВГ у детей
Отметьте, насколько часто ваш ребенок демонстрировал описанное поведение в последние 6 месяцев. Используйте следующую шкалу для оценки каждого утверждения:
0 — Редко или никогда
1 — Иногда
2 — Часто
3 — Очень часто
|
№ |
Утверждение |
Оценка (0–3) |
|
1 |
Часто не обращает внимания к деталям или делает небрежные ошибки. |
|
|
2 |
Часто с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или в игре. |
|
|
3 |
Часто не слушает, когда к нему обращаются напрямую. |
|
|
4 |
Часто не выполняет инструкции и не заканчивает начатое. |
|
|
5 |
Часто испытывает трудности в организации заданий и деятельности. |
|
|
6 |
Часто избегает или не любит задания, требующие длительных умственных усилий. |
|
|
7 |
Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий. |
|
|
8 |
Часто легко отвлекается посторонними стимулами. |
|
|
9 |
Часто бывает забывчив в повседневной деятельности. |
|
|
10 |
Часто ёрзает, крутится или не может усидеть на месте. |
|
|
11 |
Часто покидает место, когда необходимо сидеть спокойно. |
|
|
12 |
Часто бегает или лезет куда не следует, когда это неуместно. |
|
|
13 |
Часто не может тихо играть или заниматься спокойной деятельностью. |
|
|
14 |
Часто кажется, что действует как заведённый мотор. |
|
|
15 |
Часто чрезмерно разговаривает. |
|
|
16 |
Часто выкрикивает ответы, не дожидаясь конца вопроса. |
|
|
17 |
Часто испытывает трудности в ожидании своей очереди. |
|
|
18 |
Часто перебивает других или вмешивается в разговоры и игры. |
|
Интерпретация результатов
Суммируйте баллы по всем 18 вопросам. Максимально возможный балл — 54.
Интерпретация:
- 0–17 баллов: Маловероятно наличие СДВГ
- 18–27 баллов: Возможны отдельные симптомы, наблюдение и консультация желательны
- 28 и выше: Высокая вероятность СДВГ, рекомендуется обратиться к специалисту (психолог, психиатр, невролог)
Определение предполагаемого типа СДВГ
Симптомы СДВГ делятся на две группы:
- Вопросы 1–9: признаки невнимательности
- Вопросы 10–18: признаки гиперактивности и импульсивности
Подсчитайте отдельно баллы по вопросам 1–9 и 10–18:
- Если 6 и более баллов в вопросах 1–9 и менее 6 в 10–18 — предполагается преимущественно невнимательный тип.
- Если 6 и более баллов в вопросах 10–18 и менее 6 в 1–9 — предполагается преимущественно гиперактивно-импульсивный тип.
- Если 6 и более баллов в обеих группах — предполагается комбинированный тип СДВГ.